Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Сделать один из первых шагов к выбору профессии, познакомить с многообразием современных профессий это главная задача Центра профориентационной работы в МАОУ СОШ №17.
Получить ответы на вопросы о профессиях, узнавать особенности различных специальностей, расширить свои знания о профессиях, востребованных в родном городе - все это возможно при взаимодействии с Центром профориентации.
На данной страничке можно ознакомиться с документами, регламентирующими работу Центра профориентационной работы в МАОУ СОШ №17.
График профориентационной работы МАОУ СОШ № 17
День недели | Время работы | Ответственный |
Понедельник | 09.00-15.00 | Смычкова Л.А. |
Среда | 09.00-15.00 | Смычкова Л.А. |
Пятница | 09.00-15.00 | Смычкова Л.А. |
Поручение Президента № Пр-616 от 30.03.2024
Приказ № 556-О от 01.09.2021 "Об организации профориентационной работы
Программа профориентационной работы МАОУ СОШ № 17 на 2021-2022 учебный год
Положение о Центре профориентационной работы МАОУ СОШ № 17
График профориентационной работы МАОУ СОШ № 17
План работы МАОУ СОШ № 17 по профориетнтационным мероприятиям
Отчёт по профориентационной работе за 2020-2021 уч. год
ОБЪЯВЛЕНИЯ О ДНЯХ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Профориентация для школьников по-новому
Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников возникают трудности с профессиональным самоопределением. Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.
Профориентация в современной школе: новые инструменты
Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.
Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.
Поэтому задача школы – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации.
Портрет современного школьника:
Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого подростка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Марина Хорольская предлагает обратиться к теории поколения Z.
Теория Z-Generation соответствует теории поколений, которую разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув, описав поколенческие тренды в США и других развитых странах.
Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.
Особенности поколения Z:
- Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
- Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
- Ориентированность на потребление, индивидуализм.
- Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
- Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.
Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для развития таких детей?
Геймификация: достигаем целей играючи
Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.
Механики, используемые в компьютерных играх, применённые к любому неигровому виду деятельности, усиливают мотивацию и повышают вероятность достижения поставленной цели.
Отличия геймификации от традиционных игровых практик
Игровые технологии в педагогике – это моделирование специальной игровой реальности с собственными внутренними законами: ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. В этих условиях учащийся перестаёт быть собой – берёт на себя роль, и действует исходя из выбранной роли, а не из личных побуждений.
Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь в игру – игровые установки включаются в систему действий субъекта с этой реальностью.
Геймифицированный образовательный курс не является компьютерной игрой, несмотря на то, что подобен ей из-за видеоигровой оболочки, если есть поддерживающее курс программное обеспечение.
По ходу курса учащийся выполняет и образовательные, и игровые задачи. К примеру, образовательная задача – выучить таблицу неправильных глаголов, игровая задача – набрать 100 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые – призваны сохранять внутреннюю мотивацию к осуществлению образовательных задач.
Наибольшее сходство у геймификации с обучающими симуляторами, которые создают иллюзию реальности в компьютерной среде для обучения или тренировки. Тем не менее в отличие от симуляторов, геймификация, формируя иллюзию игры, применяет механики компьютерной игры в реальном мире.
Лидерство – это позиция:
Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни.
Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция, не обязательно быть лидером с утра до вечера.
Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа.
Цель школы — по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».
Тьюторство как технология профориентации:
Тьюторы помогают детям понять себя и ищут способы, как это сделать. Тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.
Цель тьюторства – помочь подростку в профессиональном самоопределении.
Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.
– И вот каждый в принципе этот круг, все вот эти инструменты мы все прогоняем через рефлексию. Каждый раз – обсуждение, обратная связь и так далее, и так далее.
Следует задавать школьникам вопросы на каждом этапе: «А вот почему не пошло, как ты думаешь?», «Что нужно, чтобы пошло?» и так далее. Такие разговоры с учениками формируют у них осознанность.
Типы мотивации:
- идейный (ребёнок следует за идеей);
- материальный (важны материальные достижения);
- процессуальный (интересен сам процесс);
- социальный (важно общение);
- достиженческий (ребёнку нравится решать сложные задачи, достигать успеха).
Типы мышления:
- лингвистический;
- визуальный;
- музыкальный;
- кинестетический;
- исследовательский (изобретательский).
Интересы
Выделяются ведущие интересы детей, которые помогут ребёнку сделать выбор. Для этого используют карту интересов.
Виды деятельности
Здесь подойдут перечисление и шкалирование. При перечислении возможно использование масштабно-структурных вопросов, то есть сначала задаются вопросы среди самых широких областей, затем сужаем тематику вопросов и собираем их по шкале, как оценивает тот или иной вид деятельности учащийся.
Опоры (сильные стороны)
Определяются сильные стороны подростка так, чтобы ему было понятно, что будет помогать ему в будущем, на что опираться при выборе профессии.
Рефлексия
Этот инструмент формирует осознанность. Школьники анализируют свою деятельность. Вся их деятельность прогоняется через них же. Обсуждения, обратная связь наряду с анализом.
Всё это поможет выбрать профессию по душе. Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.
Форсайт: формируем образ будущего:
Форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия.
Основные принципы форсайта:
- Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
- Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
- Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Для решения профориентационных задач по технологии форсайт приглашают эксперта в той или иной области, который понимает, как будет меняться интересующая отрасль.
Кого заменят на роботов?
В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности. Будущее за профессиями и специальностями, связанными с научными разработками и информационными технологиями.
Кого могут вытеснить, а кого нет?
Иными словами, рутинная работа постепенно подвергается роботизации.
На что делать ставку в своём развитии?
Надпрофессиональные компетенции:
- Мультиязычность и мультикультурность – свободное владение иностранными языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
- Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и несмежных отраслях.
- Клиентоориентированность – умение работать с запросами потребителя.
- Умение управлять проектами и процессами.
- Работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач – умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
- Творческие способности.
- Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
- Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
- Системное мышление – умение определять сложные системы и работать с ними (например, системная инженерия).
- Навыки бережливого производства.
- Экологическое мышление.
Эти компетенции универсальны для разных отраслей. Овладение ими позволит выпускнику переходить между отраслями, не переставая быть востребованным на рынке труда.